Сайт находится в разработке. Благодарим за понимание!

Доктор. MEISSEN, Германия. 2006 г.

Тип: статуэтка.
Материал: фарфор.
Роспись/декор: полихромная надглазурная, золочение.
Размер (приблизительно): высота 18,5 см.
Производитель: MEISSEN, Германия.
Модель: 64568.
Автор модели: Иоганн Кендлер (J.J. Kaendler).
Год:  2006 г.
Состояние: без сколов и утрат.
Статус: коллекционная, коллекция «Commedia dell'Arte».

Эта фигурка — одна из работ знаменитого Иоганна Иоахима Кендлера, художника, определившего характер фарфоровой скульптуры XVIII века. Скульптура изображает персонажа комедии дель арте. Доктор — маска, чей комический эффект строится на нелепой учёности. Он назойлив, не дурак выпить и охоч до женского пола.

Вот что пишет о Докторе исследователь итальянской культуры Алексей К. Дживелегов:
«Он сыплет латинскими тирадами, но перевирает их нещадно. У него в голове все спуталось: мифология, дигесты, Квинтилиан, Цицерон, поэты. Он путает трех Граций с тремя Парками, Ахиллеса с Геркулесом, в стих Горация вставляет слова латинской молитвы. Получается самая забавная мешанина... фейерверк прописных афоризмов, лишенных какой бы то ни было связи и самого элементарного смысла.

Вот маленький образец его речей: «Флоренция — столица Тосканы; в Тоскане родилась красная речь; королем красной речи был Цицерон; Цицерон был сенатором в Риме; в Риме было двенадцать цезарей; двенадцать бывает месяцев в году; год делится на четыре времени года; четыре также стихии: воздух, вода, огонь, земля; землю пашут быками; быки имеют шкуру; шкура дубленая становится кожей; из кожи делают башмаки: башмаки надеваются на ноги; ноги служат для ходьбы; в ходьбе я споткнулся: споткнувшись, пришел сюда: пришел сюда, чтобы вас приветствовать».

Ничего нет удивительного, что Арлекин или Коломбина, перед которыми выкладываются такие плоды учености почетного Доктора, сначала слушают внимательно, потом начинают проявлять признаки нетерпения и трясти головами, чтобы отогнать от себя назойливый град ученой бессмыслицы, и в конце концом обращаются в бегство, крича, что у них мигрень. Доктор, который преисполнен глубочайшего пиетета к своей собственной эрудиции, бросается вдогонку и, если ему удастся, ловит свою жертву, приводит ее назад и, держа за пуговицу или на какую-нибудь ленту, заставляет выслушать себя до конца. После этого он, довольный, удаляется, а жертва в изнеможении падает на землю в диких корчах или начинает исступленно биться головою о стену». (А.К. Дживелегов, «Маски».)

Как и большинство кендлеровских фигурок дель арте, эта модель предназначалась коллекционерам. Кем были заказчики, остаётся неясным. Фигуры дель арте никогда не появлялись на столах знати во время торжественных обедов. И хотя итальянские труппы едва ли играли в Дрездене после финансово опустошительного периода Семилетней войны 1756–1763 годов, Кендлер продолжал создавать новые модели вплоть до своей смерти в 1775 году,– очевидно, с учётом существовавшего на них спроса.

Кендлер, признанный мастер фарфоровой скульптуры, в 1731 году был нанят Мейсенской мануфактурой для создания реалистичных копий животных для императорского фарфорового зверинца в Дрездене. Преуспев в работе со скульптурой большого размера, в конце 1730-х годов Кендлер обратился к малым формам. За свою примечательно долгую карьеру он имел отношение к созданию около тысячи различных моделей — как для коллекционных собраний, так и для украшения интерьеров, а также для экспонирования во время торжественных застолий. Статуэтки Кендлера изображали придворных дам и кавалеров, ремесленников, уличных торговцев, крестьян, солдат, мифологических персонажей, птиц и животных, аллегорические композиции и пасторали, которые высоко ценились в эпоху рококо.

Успех мейсенской мануфактуры породил своеобразную традицию изображения в фарфоре итальянских комедиантов. Свои варианты фигур из серии дель арте впоследствии выпускали многие фарфоровые заводы Европы. В XX веке Мейссенская фабрика наладила перевыпуск уже ставших легендарными скульптур Кендлера, точно воспроизведя созданные им модели.

Марка MEISSEN принадлежит первой в Европе фарфоровой мануфактуре, основанной в 1710 году в саксонском городке Мейсен. Товарный знак MEISSEN наносится на изделиия мануфактуры с 1722 года.  Скрещённые синие мечи MEISSEN — один из самых узнаваемых символов из мира фарфора. Когда-то один из основателей MEISSEN Иоганн Бёттгер искал способ обратить в золото свинец, сегодня переизобретенный им фарфор ценится на вес золота. Круг заказчиков MEISSEN всегда включал в себя богатейшие семьи Европы и России. Фабрика продолжает выпускать фарфор премиального класса и сегодня. Антикварный мейсенский фарфор экспонируется в крупнейших музеях и традиционно выступает желанным объектом инвестиций и коллекционирования.

Написать отзыв

Внимание: HTML не переведен!
    Плохо           Хорошо

  • Просмотров: 419
  • Производитель: MEISSEN
  • Модель: 5180010
  • Наличие: 1