Сайт находится в разработке. Благодарим за понимание!

Убранство стола

СТОЛОВОЕ ИСКУССТВО


Искусство сервировки обеденного стола всегда шло рука об руку с увлечением фарфором. Начиная с XVII века королевские дворы Европы один за одним открывали свои собственные секреты производства фарфоровой посуды и обзаводились мануфактурами. Тарелки и соусницы, чашки и блюдца служили целям высокой дипломатии и укреплению династических уз. Чайники переворачивали новые страницы во вкусовых предпочтениях. Ваза свидетельствовала о сердечной симпатии. Жизнь продолжателя знатной фамилии начиналась с бульонницы.


Чашку для бульона в XVII веке было принято дарить первенцу знатного рода, она оставалась с ним навсегда. Вещью она была исключительно полезной, горячим бульоном традиционно начинали промозглое утро. Обедать садились ближе к сумеркам, при свечах, и тут уже сервировка была совсем иной, не столько практичной, сколько затейливой. Столы украшали многоярусные компотьеры с засахаренными фруктами и «сласти» — кондитерские изделия из орехов, сахара, марципана и пряностей в форме причудливых сооружений. Они радовали глаз и вызывали аппетит. Главная роль отводилась посуде.


Стол выступал сценой, на которой подачи сменяли друг друга как театральные номера. Перемены по порядку объявлялись распорядителем обеда. Закуски уступали место бульону или густому cупу, тот — рыбе, рыба — горячим блюдам, мясо — гусю, домашняя птица — жаркому из дичи, за которым следовали овощи и пудинг, десерт из свежих и сушеных фруктов, орехов, конфет, маленьких пирожных, а также мороженое. В антрактах пили вино и ликёры. При виде вымуштрованных слуг, подающих блюда в соответствии с меню, создавалось впечатление, будто они исполняют какой-то сложный танец. От них требовались не только аккуратность, но и крестьянская выносливость.


Чем больше разнообразилось меню, тем сложнее была сервировка. Появлялись сервизы из множества приборов, каждый из которых предназначался для своей перемены. Тарелки глубокие и подставные, блюда и блюдца, мороженицы и винные подачи, стаканы и фужеры, кофейные и чайные чашки, чайники, молочники, маслёнки, соусники, салатницы, супницы. Знаменитый «Сервиз с зеленой лягушкой» на 50 персон насчитывает 944 предмета. Он  был создан английской фабрикой Wedgwood для императрицы Екатерины Великой. Один из шедевров Meissen, «Лебединый сервиз» мастера Кендлера, изготовленный в XVIII веке на Мейсенской фарфоровой мануфактуре, состоял из 2200.


В иные времена европейские суверены обедали в присутствии знати, которой дозволялось любопытвовать лишь издали. Насытиться у придворных не получалось, но можно было обменяться впечатлениями. Со временем нравы изменились, удовольствие же осталось прежним: за столом велись разговоры, интерес к обеду не ограничивался едой. Можно было любоваться представлением, зимним садом, посудой. Неторопливо разглядывать за обедом роспись на тарелке считалось в порядке вещей. Внимания удостаивался и тончайшие бабочки «Сервиза королевы Виктории», созданного мануфактурой Herend в середине XIX века, и лукавая муха, высаженная на стеклянный бокал остроумцем из века XVIII. Муха была частью обеденного аттракциона, — такой же как и засахаренные цветочные композиции, и золото рококо. Декор посуды создавал настроение и сам выступал в роли особого рода угощения. Ему подыгрывали фарфоровые фигуры и обманки — выглядевшие «как живые» фарфоровые копии фруктов, овощей, пирожных, морских гадов и рыб.


Со временем изобилие французких, английских и русских подач отошли в область профессионального ресторанного кейтеринга. Столовый фарфор осел в домашних буфетах, уступив новым практичным модам. И как это только и случается в мире моды, вновь оказался в тренде. Ведь он был создан для особых случаев. Достаточно немного уйти от практичного минимализма, чтобы увидеть, как винтаж сам задаёт на столе особенную атмосферу.


Праздничная сервировка не обязательно предполагает стол, закрытый скатертью. Тратить состояние на полноразмерные сервизы — это вызывает уважение, но не всегда может быть оценено по достоинству. Сила дома — в домашней, расслабленной атмосфере. Не нужно составлять безупречные ресторанные сервировки. Сервизы можно смело миксовать.


Отступление от единообразия не означает, что сервировка должна быть лишена стиля. Эклектика — тоже стиль, что требует и вкуса, и меры. Ритм и рифму способны обеспечить несколько неполных комплектов посуды. Акценты удаётся расставить, смело используя вещи не по прямому назначению. Супница прекрасно сыграет роль низкого кашпо для флористической композиции на центр стола. Чайник, молочник, бокалы — всё может стать импровизированными вазами для цветов. Наполненные водой широкие стаканы цветного стекла и миски - подсвечниками для плавающих свечей.


Как и триста лет назад частная история фарфора только начинается. Создавать слои истории — увлекательное занятие. Винтажный фарфор с его бесконечным разнообразием орнаментов, позолоченными краями, барочными формами и тончайшими оттенками способен служить неисчерпаемым источником идей и дарить вдохновляющие сочетания красоты и подлинности.

Показать:
Сортировка:

Сервиз столовый с рыбами. OHME. Германия (Силезия). 1920-е гг.

Тип: сервиз столовый.Материал: фарфор.Роспись/декор: полихромная подглазурная, деколь с дописью, зол..

«Белый с золотом» на 6 персон. MEISSEN, Германия. 1934–1945 гг.

Тип: сервиз чайный, кофейный.Материал: фарфор.Роспись/декор: полихромная подглазурная, золочение.Раз..

Блюдо пирожковое. MEISSEN, Германия. 1934–1945 гг.

Тип: блюдо.Материал: фарфор.Роспись/декор: полихромная подглазурная, золочение.Размер (приблизительн..

Блюдо. OHME. Германия (Силезия). 1920-е гг.

Тип: блюдо.Материал: фарфор.Роспись/декор: полихромная подглазурная, деколь с дописью, золочение.Раз..

Блюдце. MEISSEN, Германия. 1934–1945 гг.

Тип: блюдце.Материал: фарфор.Роспись/декор: полихромная подглазурная, золочение.Размер (приблизитель..

Ведро под шампанское. Франция, кон. 19 – нач. 20 вв.

Тип: сервировочное ведро.Материал: металл.Декор: чеканка, серебрение.Размер (приблизительно): высота..

Ножи столовые. 7 шт. MEISSEN, Германия. Нач. XX в.

Тип: столовые приборы.Материал: фарфор, металл.Роспись/декор: полихромная подглазурная, золочение.Ра..

Сахарница и сливочник. TRESSEMANES & VOGT, Limoges, Франция. 1920-е гг.

Тип: столовый фарфор.Материал: фарфор.Роспись/декор: золочение.Размер: высота сахарницы 10 см, высот..

Сахарница. MEISSEN, Германия. 1934–1945 гг.

Тип: сахарница.Материал: фарфор.Роспись/декор: полихромная подглазурная, золочение.Размер (приблизит..

Соусница. OHME. Германия (Силезия). 1920-е гг.

Тип: соусница.Материал: фарфор.Роспись/декор: полихромная подглазурная, деколь с дописью, золочение...

Тарелка пирожковая. MEISSEN, Германия. 1934–1945 гг.

Тип: тарелка.Материал: фарфор.Роспись/декор: полихромная подглазурная, золочение.Размер (приблизител..

Тарелка. OHME. Германия (Силезия). 1920-е гг.

Тип: тарелка.Материал: фарфор.Роспись/декор: полихромная подглазурная, деколь с дописью, золочение.Р..

Тарелка. OHME. Германия (Силезия). 1920-е гг.

Тип: тарелка.Материал: фарфор.Роспись/декор: полихромная подглазурная, деколь с дописью, золочение.Р..

Тарелка. OHME. Германия (Силезия). 1920-е гг.

Тип: тарелка.Материал: фарфор.Роспись/декор: полихромная подглазурная, деколь с дописью, золочение.Р..

Тарелка. OHME. Германия (Силезия). 1920-е гг.

Тип: тарелка.Материал: фарфор.Роспись/декор: полихромная подглазурная, деколь с дописью, золочение.Р..